В прошлой рассылке мы рассказывали о главных изменениях в законодательстве ЖКХ. В том числе о моратории на понуждение потребителей заключать договор на условиях, ущемляющих его права.
Давайте рассмотрим подробнее, какие именно условия недопустимы и что грозит ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК, если включить их в договор. Читайте статью и будьте в курсе.
На каких условиях нельзя заключать договор с собственником?
Главное правило при подготовке договора – чтобы он не нарушал права потребителя. Следующие условия не должны встречаться в договоре:
2 – Ограничение права собственника на выбор территориальной подсудности дела, то есть выбирать конкретный и суд, который рассмотрит спор.
3 – Невозможность свободно расторгнуть договор. Например, наложение при этом штрафов или иных санкций.
4 – Ограничение ответственности обслуживающей МКД компании, если она плохо исполняет обязанности по основаниям, которых нет в законе.
5 – Навязывание услуг и работ, если до этого были выполнены другие услуги и работы. В частности – привлечение к заключению новых договоров.
6 – Разрешение выполнять платные дополнительные работы без согласия собственника.
7 – Ограничение выбора способа оплаты товаров, работ и услуг.
8 – Содержание не предусмотренных законом оснований для расторжения договора по требованию ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК.
9 – Уменьшение неустойки, положенной по закону.
10 – Ограничение права выбора требований к обслуживающей МКД компании, если она выполняет работы или услуги некачественно.
11 – Установление досудебного порядка рассмотрения споров по своим правилам, который отличается от установленного законом.
12 – Навязывание обязанности собственнику доказывать обстоятельства, непредусмотренные законом.
13 – Ограничение собственника в способах защиты нарушенных прав.
14 - Установление оценки качества работ, услуг по критериям, не связанным с недостатками.
Что грозит ТСЖ/ЖСК/ЖК/УК при включении в договор недопустимых условий?
Мы перечислили только основные условия, недопустимые для заключения договора с потребителем. Они обозначены в законе.
Но на самом деле перечень недопустимых условий открыт. Это значит, что в случае возникновения спора, суд будет решать, ущемляют ли условия договора права собственника. Если решение будет положительным, недопустимые условия в договоре будут признаны ничтожными.
Тогда обслуживающая МКД компания будет обязана:
- исключить недопустимые условия из договора, если потребитель этого потребовал. На это дается 10 дней со дня запроса.
Как мы уже писали в прошлой рассылке, нежелание потребителя предоставить свои персональные данные также не может быть основанием для отказа в заключении договора. За исключением случаев, когда это предусмотрено законом. В противном случае придется заплатить штраф:
- для юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.
Что делать, если вы обнаружили в договоре недопустимые условия?
В связи с законодательными изменениями мы рекомендуем абсолютно всем проверить свои договоры управления. Если у вас появились сомнения, что документ противоречит законодательству, обратитесь к юристам ЮК «Корпорация». Мы проанализируем договор управления, выявим правовые противоречия и дадим рекомендации, как их исправить.
Почему не стоит откладывать проверку договора управления? Потому что любое промедление грозит судами и штрафами. Если в вашем договоре есть недопустимые условия (причем не только те пункты, что перечислены в списке, но формулировки, которые суд сочтет недопустимыми), и кто-то из собственников подаст в суд, можно столкнуться с серьезными проблемами. Согласитесь, куда проще и спокойнее работать на опережение? Удостовериться, что в вашем договоре управления все легитимно или исправить нарушения помогут наши юристы.
Итак, давайте еще раз подведем итог. Во избежание проблем лучше проверить у юристов свои договоры управления и привести их в надлежащее состояние.